Доктор экономических наук Владимир Буровцев был назначен на должность ректора Дальневосточного государственного университета путей сообщения в июне 2021 года. Он не скрывает, что работы впереди предстоит много. Мы попросили его ответить на несколько вопросов, связанных с дальнейшим развитием вуза, который стоит на пороге своего 85-летия.

- Владимир Викторович, ДВГУПС - один из крупнейших и старейших вузов Дальневосточного региона. Что сегодня определяетзадачи его дальнейшего развития?

- В настоящее время на государственном уровне принят целый ряд стратегических документов, призванных создать благоприятные условия для формирования и закрепления трудовых ресурсов на Восточном полигоне железных дорог России. В этой связи приоритетные задачи развития ДВГУПС регламентированы следующими документами и горизонтами планирования: "Долгосрочные приоритеты до 2035 года определены Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации РФ от 06.02.2021 № 255-р; "Мероприятия по развитию сотрудничества с основным работодателем", определены Программой взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года; "Социально-экономические параметры развития региона", определены Государственной программой РФ "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа"; "Темпы и направления развития инфраструктуры Восточного полигона железных дорог России", определены Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Перечисленные документы не только отражают ключевые тренды развития отрасли железнодорожного транспорта и Дальневосточного региона, но и требуют актуализации программы развития университетского комплекса. Очевидно, что образовательный ландшафт в следующие 10 лет продолжит претерпевать существенные изменения. Мы понимаем, что университету важно не просто остаться «на плаву», а определить точки роста, на основе которых можно добиться долгосрочных конкурентных преимуществ. В этой связи миссия университета постоянно требует актуализации. Образовательные услуги должны быть конкурентоспособными, результаты научных исследований отвечать современным мировым стандартам и соответствовать приоритетам развития отечественного рынка транспортных услуг, его интеграции в мировое экономическое пространство.

Вместе с тем, перспективы развития ДВГУПС целесообразно оценивать исходя из основополагающих особенностей его функционирования, специфики региона и текущего положения. К основным особенностям следует отнести достаточно выгодное внешнеполитическое позиционирование университета, его приближенность к экономическим и политическим центрам стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Япония, Республика Корея, КНДР). В этой связи просто необходимо активное внедрение образовательных программ на иностранных языках, расширение образовательного и научного сотрудничества с мировыми университетами с целью повышения академической и научной мобильности научно-педагогических работников и студентов. Также необходимо отметить такое уникальное конкурентное преимущество ДВГУПС как подготовка кадров в собственном Военном учебном центре по заказу Министерства обороны России. Тем самым мы не просто обеспечиваем подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере железнодорожного транспорта, но и решаем задачи мобилизационной готовности транспортного комплекса России.

- В чем, на Ваш взгляд, специфичность решения задачи своевременного кадрового обеспечения Восточного полигона, как это видится на местах?

- Действительно, находясь фактически в эпицентре событий для нашего университета очевидно, что развитие Восточного полигона железных дорог России осложняется сравнительно низкими показателями демографической политики и деловой активности регионов Дальнего Востока и Сибири. Неотложного решения в условиях низких демографических показателей Дальневосточного региона требуют вопросы привлечения абитуриентов, в том числе на отдаленных территориях, прилегающих к регионам деятельности Российских железных дорог. Особенно остро эти проблемы ощущаются в северных районах Байкало-Амурской магистрали. В решении этой задачи мы учитываем важную особенность, преимущество транспортного образования – прямую связь ДВГУПС с работодателями. Такая связь способствует привлечению и мотивации абитуриентов, становится залогом успешной целевой подготовки кадров. И здесь немаловажный аспект - обеспечение единого уровня качества целевого обучения на всем протяжении Восточного полигона железных дорог России. Сегодня мы единственный железнодорожный вуз, имеющий полноценный филиал на БАМе. Не секрет, что большая часть БАМа пролегает в уникальных природно-климатических условиях. Особенности функционирования железнодорожного транспорта в этих условиях требуют дополнительных научных исследований. Поэтому мы готовы формировать и предлагать инфраструктуру для организации тематических исследовательских центров и апробации инновационных решений ОАО «РЖД» на Восточном полигоне железных дорог России.

- ДВГУПС - вуз отраслевой. На ваш взгляд, какие основные преимущества это дает вузу?

- Преимущества очевидны. Более года назад начала осуществляться "Программа взаимодействия ОАО "РЖД" с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года". Эта программа предусматривает совершенствование образовательного процесса, развитие руководящего и профессорско-преподавательского состава ДВГУПС, целенаправленное развитие образовательной и научной инфраструктуры университетского комплекса, развитие привлекательности бренда среди абитуриентов и студентов отраслевых вузов, активное включение представителей работодателей в процесс управления университетским комплексом. Конечно, всё это способствует значительному укреплению конкурентных позиций вуза как на отечественном так и на международном рынке образовательных услуг.

Вместе с тем, то, что наш вуз отраслевой, заставляет нас более серьезно относиться к повышению практической ориентированности обучения и сближению образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь должны статьне только проектно-ориентированное обучение, но и разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу наших бизнес-партнеров.

Нельзя забывать и о развитии взаимодействия с предприятиями транспортного комплекса в целях вовлечения студентов, педагогических работников и исследователей в решение актуальных проблем ОАО «РЖД» и других транспортных организаций. И конечно наша отраслевая принадлежность способствует организации значительной части образовательного процесса на площадках наших организаций-партнеров с целью формирования у обучающихся базовых компетенций на основе реальных бизнес-процессов.

- Актуальный вопрос для современных вузов – это цифровизация. Как этот процесс проходит в ДВГУПС?

- Да, в последние годы происходит трансформация общественного устройства, обусловленная массовым применением информационно-телекоммуникационных технологий. К этому надо быть готовым. Мы начали массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанного обучения", продолжаем расширение использования виртуальных тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности.

В нашем университете активно разрабатываются онлайн-курсы нового поколения. Используем принципы smart-образования в развитии электронной образовательной среды университета, продолжаем формирование единого общедоступного банка образовательных ресурсов, интегрированных с информационными системами партнеров ДВГУПС на основе использования облачных технологий.

Ну и немаловажно в современных реалиях создание и продвижение онлайн-курсов транспортной направленности для иностранных слушателей.

- ДВГУПС традиционно занимает высокие места в рейтинге трудоустройства своих выпускников. На ваш взгляд, за счет чего ваши выпускники так востребованы на рынке труда?

- Успешность и самореализация выпускников, а также их востребованность у работодателей сегодня рассматриваются как ключевые показатели оценки эффективности университетского комплекса. По итогам ежегодного мониторинга выпускников подтверждено, что ДВГУПС трудоустраивает не менее 85% своих выпускников. Это очень хороший показатель!

Ежегодно в ДВГУПС более 2000 выпускников, получающих высшее и среднее профессиональное образование по различным образовательным программам, в том числе (если говорить о высшем образовании) - на базе специалитета, бакалавриата и магистратуры. Из них около 80 процентов - выпускники базового вуза, который находится в Хабаровске, остальные –выпускники филиалов, у вуза их четыре по Дальнему Востоку (в Южно-Сахалинске, в Свободном, в Тынде и в Уссурийске).

Благодаря полноценному функционированию филиальной сети, ДВГУПС получил возможность учить ребят из самых дальних уголков региона, чтобы после окончания вуза они возвращались на линию. Здесь решаются сразу две важнейшие задачи - трудоустройство выпускника и обеспечение железной дороги специалистами.

В частности на Дальневосточной железной дороге сегодня работают свыше 10 тысяч выпускников вуза - это около 65 процентов от числа всех сотрудников. За свою богатую 85-летнюю историю ДВГУПС подготовил и выпустил около 100 тыс. высококлассных специалистов железнодорожников. Сегодня, выпускников ДВГУПС возможно встретить в самых разных уголках нашей Родины, и не только на железнодорожном транспорте, но и практически во всех отраслях экономики России.