В ДВГУПС началась Международная научно-практическая конференция "Инновационные технологии развития транспортной отрасли". Конференция посвящена 80-летию инженерного транспортного образования на Дальнем Востоке и 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Организаторы конференции: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, Правительство Хабаровского края, Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Российская академия архитектуры и строительных наук и другие организации.

Целью конференции является обмен передовым опытом в инновациях транспортных процессов, логистике, автоматике и инфокоммуникациях, инновационном развитии транспортной инфраструктуры, развитии инновационных технологий подвижного состава железных дорог и современной электроэнергетике. Особое внимание уделено проблемам перспективного развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В своем приветственном слове на пленарном заседании ректор ДВГУПС, профессор Юрий Давыдов сказал:

- Безусловно, эффективное социально-экономическое развитие государства, в целом, и регионов, в частности, напрямую связано с наличием развитой транспортной инфраструктуры, обеспеченной высококвалифицированными кадрами. Географическое расположение нашей страны предопределило создание системы транспортного образования с узлами этой сети в регионах. Не без гордости хотел бы отметить, что относится к этой образовательной сети и наш вуз, прошедший путь от института инженеров железнодорожного транспорта до многофункционального научно-образовательного комплекса –

университета путей сообщения. На протяжении 80 лет ученые и специалисты вуза принимали самое деятельное участие в реализации всех проектов государственной значимости на Дальнем Востоке.

Уверен, что высокий уровень проводимой в стенах университета международной научной конференции «Инновационные технологии развития транспортной отрасли» позволит не только выработать эффективные решения, но и внести существенный вклад в отраслевую науку.

Далее с докладом выступил заместитель министра образования и науки Хабаровского края, начальник управления профессионального образования Игорь Макурин. Он отметил, что главное в развитии любого общества - это правильное использование человеческого ресурса и научных разработок. Игорь Валерьевич привел цифры о доле студентов высшего образования инженерно-технического профиля в вузах Хабаровского края: по этому показателю наш край лидер в ДФО. Также Макурин напомнил о системе национальных проектов в сфере профобразования к 2024 г. Рассказал о региональном стандарте кадрового обеспечения, о профессиональных стажировках. Подробно остановился на перспективах изменений в содержании подготовки кадров в условиях цифровизации экономики.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Максим Прохоров выступил с докладом на тему: "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Хабаровского края и перспективах развития пассажирских перевозок на период до 2022 г.". В своем докладе он подчеркнул, что сегодня в крае действует около 3 тысяч транспортных организаций, на которых трудятся около 43 тысяч человек. В поступлении налогов в краевой бюджет доля транспортных предприятий составляет 16 процентов. За 6 месяцев 2019 г. в Хабаровском крае перевезено 44,5 млн. пассажиров. Также в своем докладе Максим Прохоров рассказал о перспективах перевода транспорта на газомоторное топливо.

Врио руководителя Дальневосточного территориального управления Росжелдора Антон Малышев в своем выступлении отметил, что развитие региона невозможно без модернизации. И для Дальнего Востока транспортный комплекс имеет особое значение. Сегодня развитие региона - национальный приоритет, и именно железная дорога соединяет между собой большинство самых отдаленных населенных пунктов.

Еще один доклад был встречен с большим интересом. Это доклад и.о. начальника службы технической политики ДВЖД Александра Симоненко "Ключевые технологии "Цифровой железной дороги". Для ОАО «РЖД» цифровая железная дорога – это цифровая среда, в которой информация является активом, определяющим процессы, модель управления и доступные сервисы.

Потенциал современных цифровых технологий таков, что даже в такой традиционной отрасли как железные дороги с их помощью может быть создана существенная часть добавленной стоимости. Продолжая работать над решением «классических» задач железной дороги – расширением сети, увеличением грузооборота, привлечением новых клиентов, ОАО «РЖД» расширяет спектр цифровых сервисов (мультимодальных, комплексных, адаптируемых под рыночные условия и нужды пассажиров и грузовладельцев), что так же позитивно отражается на финансовых показателях.

В настоящее время основные усилия IT-блока компании направлены на внедрение технологий, которые в перспективе могут перевести железнодорожный транспорт Российской Федерации фактически на новую ступень развития. Одно из наиболее важных направлений – это технологии Интернета вещей и обработки «Больших данных», позволяющие перейти к управлению содержанием объектов инфраструктуры и подвижного состава по их фактическому состоянию. В этом случае обслуживание и ремонт будут выполняться не в соответствии с регламентом, как это делается сейчас, а по фактическому состоянию объекта.

В ОАО «РЖД» уже разработана программа создания интеллектуальной системы управления эксплуатацией инфраструктуры. В нее интегрированы средства диагностики, применения технологии Интернета вещей, обработки больших данных и машинного обучения. В настоящее время можно в ONLINE-режиме снимать большое количество данных о состоянии подвижного состава и инфраструктуры и, исходя из этого, предотвращать отказы.

Завершилось пленарное заседание конференции докладом ученого из научного института экономических исследований стран Северо-Восточной Азии (Япония) Хирофуми Араи. Он рассказал о совместных разработках с учеными Токийского университета по расчету грузопотока на Евроазиатской территории (в том числе, и в России).

Конференция "Инновационные технологии развития транспортной отрасли" в ДВГУПС продлится 3 дня. В ней принимают участие представители вузов РФ, стран СНГ, стран Европейского союза и Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортных компаний, проектно-исследовательских организаций и авторы инновационных разработок.