18 сентября свой 80-летний юбилей отмечает кандидат технических наук, профессор кафедры "Транспорт железных дорог" ДВГУПС Ярослав Антонович Новачук. Ярослав Антонович Новачук родился 18 сентября 1939 году в деревне Здолбица Ровенской области Украинской ССР. Официальное упоминание о селе Здолбица датируется еще 1460 годом.
Мать – Надежда Степановна Боярчук. Родилась в 1919 году в селе Здолбица. Отец – Антон Витальевич Новачук. Родился 1916 году в селе Здолбица. Во время Великой Отечественной войны погиб 23 апреля 1944 года на границе с Польшей.
В 1946 году Ярослав Новачук был зачислен в 1-й класс средней школы №1, построенной в 1905 году.
После окончания средней школы, в сентябре 1956 года Новачук поступил и в 1958 году окончил с отличием железнодорожное училище № 1 в городе Здолбунов Ровенской области по специальности «Помощник машиниста паровозов».
С августа 1958 г. по август 1960 г. работал помощником машиниста на «Комсомольско-молодежном паровозе» в локомотивном депо ст. Тернополь Львовской железной дороги. Выполнял поездки на паровозе по следующим направлениям: «Тернополь – Шепетовка», «Тернополь – Львов» и «Тернополь – Жмеринка».
По итогам 1959 года за показатели в тяжеловесном движении и экономию топлива отмечен значком «Отличник социалистического соревнования на железнодорожном транспорте». В 1960 году был избран членом пленумов «Тернопольского городского и областного комитетов ВЛКСМ».
В период службы в Советской Армии с 1960 по 1963 гг. исполнял обязанности помощника замполита по комсомольской работе гвардейского дивизиона в/ч 95043. В 1962 году получил «Удостоверение» на рационализаторское предложение «О концентрации средств управления».
В 1963 году демобилизовался из армии в звании офицера и поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ), на специальность «Тепловозы и тепловозное хозяйство», который оканчивает в 1968 году.
1966 году избран заместителем секретаря комитета ВЛКСМ ХабИИЖТа.
В августе 1967 года утвержден инструктором отдела студенческой молодежи Хабаровского крайкома ВЛКСМ, где работал по август 1970 года.
В 1968 году награжден значком «50 лет ВЛКСМ» за сдачу дома молодежи в Комсомольске-на-Амуре.
В 1969 году награжден значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», а в 2018 году значком «100 лет ВЛКСМ».
В 1970 году освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на работу в ХабИИЖТ.
С 1970 по 1973 года работал заместителем декана Механического факультета ХабИИЖТа. В этот период по совместительству работал на кафедре «Эксплуатация и ремонт тепловозов» до поступления в аспирантуру. Освоил курс лекций и практических занятий по дисциплинам: «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов», «Гидравлические передачи тепловозов» для специальности «Тепловозы и тепловозное хозяйство», «Ремонт тепловозов».
Также в эти годы возглавлял студенческие отряды ХабИИЖТа для помощи в уборке урожая с сельскохозяйственных полей Хабаровского края.
В декабре 1973 года поступает в аспирантуру при кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа. Научным руководителем являлся профессор Иванов Владимир Николаевич. Тема диссертационной работы была определена в результате присланного обращения Министерства путей сообщения СССР в МИИТ, в котором указывалась необходимость заняться исследованием надежности экипажной части тепловоза ТЭП60 в эксплуатации.
С 1974 по 1976 гг., помимо написания диссертации, работает ассистентом у профессора Рахматулина Макса Даниловича при выполнении лабораторных и практических занятия по дисциплине «Ремонт тепловозов» на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТ.
Сертификатом на научно-исследовательские работы Новачука Ярослава Антоновича стала защита кандидатской диссертации на тему: «Исследование надежности экипажной части тепловоза ТЭП60 в эксплуатации», которая состоялась 13 мая 1977 году в диссертационном совете МИИТа.
В 1977 году, после окончания целевой аспирантуры, на кафедре «Тепловозы и тепловозное хозяйство» ХабИИЖТа получил электротехнический цикл дисциплин: «Электрические передачи мощности тепловозов»; «Электрическое оборудование и электрические схемы тепловозов».
После 1985 года преподавал по дисциплинам: «Основы теории автоматического регулирования»; «Автоматика и автоматизация тепловозов»; «Микропроцессорные системы управления и диагностика тепловозов»; «Основы преобразовательной техники».
В настоящее время на кафедре «Транспорт железных дорог» ведет занятия по дисциплинам: «Локомотивное хозяйство», «Теория и конструкция локомотивов», «Электрические передачи тепловозов». По каждой дисциплине разработал учебно-методический комплекс.
Ярослав Антонович с 28 сентября 1984 г. до 20 октября 1988 г. являлся деканом Механического факультета ХабИИЖТа.
С 1978 года выполняет научно-исследовательские темы по хоздоговорным и грантовым работам. Работы ввелись в плане сопровождения и мониторинга работоспособного состояния оборудования тепловозов ТЭ10М в локомотивных депо Магдагачи, Облучье, Хабаровск, Комсомольск, Ружино.
Участвовал в первых испытаниях тепловоза «Витязь» на Кузнецовском перевале в направлении Советской Гавани.
В процессе его научно-исследовательской работы было сформировано одно из основных научных направлений кафедры «Транспорт железных дорог»: «Повышение эксплуатационной эффективности работы локомотивного хозяйства» на Дальневосточной и Забайкальской железных дорог.
Является автором и соавтором более 125 научных публикаций.
Ярослав Антонович является научным руководителем и организатором опытно-практических исследований аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации.
Ярослав Антонович является экспертом Федерального реестра экспертов научно-технической сферы науки и технологий Российской Федерации. Выполнил более 15 научно-технических экспертиз в Приморском, Дальневосточном, Забайкальском крае, в Республике Саха (Якутия) для предприятий железнодорожного транспорта и энергетики.
В течение последних 5 лет является членом рабочей группы при Экспертной комиссии ОАО «РЖД» по рассмотрению работ и подготовке предложений предоставления грантов ОАО «РЖД».
В 2006 году читал лекции в «Корейском железнодорожном исследовательском институте» по теме «Общие принципы взаимодействия железнодорожных колес с рельсами».
В 2007 году, в составе делегации ученых ДВГУПС, прошел краткосрочное повышение квалификации по организации тяжеловесного движения в ЮАР.
В 2013 году являлся участником 10-й Международной конференции «Ассоциации тяжеловесного движения поездов» в Дели (Индия). Результаты анализа вождения поездов повышенной массы и длины используются в учебном процессе и на курсах повышения квалификации в Институте дополнительного образования ДВГУПС.
Является соавтором объектов интеллектуальной собственности. Имеет диплом 2-й степени (с вручением серебряной медали) в номинации «Эффективность внедрения новых разработок, модернизация производства».
Поздравляем Ярослава Антоновича Новачука с юбилеем, желаем крепкого здоровья и дальнейшей успешной работы на благо процветания родного университета!
Коллектив кафедры "Транспорт железных дорог" ДВГУПС