Управлять тепловозами будут по-умному

Газета «Дальневосточная магистраль», №44, 29 ноября – 6 декабря 2013 г.
Аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения вошел в число лучших инноваторов.

Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере выбрал лучших молодых ученых Дальнего Востока. В числе участников конференции «У.М.Н.И.К.» оказались два представителя ДВГУПСа. Однако стать победителем посчастливилось только одному – Роману Коблову.

– Проект, который представляется на эту конференцию, – это инновационные разработки, технические и технологические средства. Кроме того, его нужно еще коммерциализировать, – рассказывает о тонкостях программы призер. – Моя диссертация стала интеллектуальной начинкой проекта, сам комплекс «МИРС»  (мобильная измерительно-регистрационная система) был инженерной разработкой. Этот проект мы решили коммерциализировать на базе ОАО «РЖД» и ООО «ТМХ-Сервис».

Решением экспертов были отобраны 13 проектов, которые получат финансовую поддержку от Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. В числе этих идей оказался и «МИРС», он получит поддержку в размере 200 тыс. рублей в год в рамках программы «У.М.Н.И.К.».

Конференция стала еще одним поводом представить новую мобильную измерительную систему для тепловозов. Над ней молодой ученый трудится не первый год.

– Эта система выдает паспорт локомотива. В нем расписаны все его тяговые свойства, – рассказывает Роман Коблов. – Локомотивы стареют, тяговые характеристики меняются. Раньше он вез одну массу, а со временем уже не может. Кроме тяговых характеристик система выдает еще и рекомендации по настройке оборудования. Система мобильная, и она может проводить реостатные испытания во время движения.

Первые испытания «МИРС» уже прошел в эксплуатационном локомотивном депо Комсомольск. Впереди – непростая процедура получения патента на разработку и проведение финальной серии испытаний. Как признается автор, наука в этой сфере не стоит на месте и подобные технологии разрабатываются. Однако научная новизна здесь не в механике, а в алгоритмах, благодаря которым идут вычисления.

Проверка тяговых характеристик – лишь начальный этап. «МИРС» планируют сделать системой управления всеми параметрами работы тепловоза, чтобы нормировать тяговые свойства локомотива.

Однако пока все это лишь научные планы. Самый актуальный проект для Романа Коблова – диссертация. Все данные собраны, испытания завершены, осталось оформить это надлежащим образом и представить диссертационному совету.

У аспиранта кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» к науке подход особый. В ближайшее время он планирует стать участником программы «СТАРТ». Она ориентирована на инициативных научных работников, желающих на основе своих инновационных идей создать устойчиво работающий бизнес. В планах «железнодорожного У.М.Н.И.К.а» создать предприятие, которое обеспечит тепловозные депо магистралей «МИРСами». Будет заниматься их сборкой, установкой и обслуживанием.

Роман Коблов уверен, что наука – это стабильность, поэтому продолжает изобретать, исследовать, улучшать.

Екатерина Крюкова