Елена Суркова: «Заниматься благотворительностью все сложней».

Газета «Тихоокеанская звезда»,  №2 – 5 декабря 2018 г.
-Провести отдельное «мероприятие» для детского дома, раздать там конфеты - такой деятельности не надо, понимаете? - горячится председатель Хабаровского отделения Российского детского фонда Елена Суркова. - Мы детские дома закормили уже. Не в питании они нуждаются! Надо ставить такие цели, чтобы деятельность была целенаправленной, долгосрочной и измеряемой. И это не только детских домов касается.

Когда я пришла на эту должность - 16 декабря 2009 года, на счете фонда не было ни рубля. Надо было всё начинать с нуля. Начала с формирования актива - ряды сторонников надо было расширять, мы занялись созданием попечительского совета, который мог бы стать прочной основой нашей работы. Я считаю, она должна быть открытой, прозрачной. Мы в отделении сразу сделали сайт, стали рассказывать о себе в СМИ, чтобы о нас знали, слышали и помогали. И нам удалось изменить ситуацию.

Сейчас у нас есть надёжные партнеры, которые нас поддерживают - и морально, и материально. И самое главное - налажены хорошие отношения с администрацией города, с правительством Хабаровского края. В 2010 году нам удалось провести первое крупное городское благотворительное мероприятие «Спешите творить добро». Акцию поддержала телекомпания «Губерния», собрали тогда почти 9 миллионов рублей! Это для Хабаровского края была неслыханная сумма, мы смогли помочь 270 детям.

Удалось приобрести дорогостоящие средства реабилитации: велотренажеры, электрические тренажеры, которые помогают ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата встать на ноги. Мы покупали очень дорогие многофункциональные коляски и даже сумели отправить несколько детей на лечение за рубеж. Теперь к нам ежегодно обращаются до 200 человек. В основном - это дети, которым нужно помочь с операцией, с отправкой в реабилитационные центры нашей страны или за рубеж. Очень многие просят, чтобы мы помогли им в летнее время на юг поехать, на оздоровление - там море, лечебные грязи, дельфины. И мы помогаем.

-Наверняка в вашей работе есть свои приоритеты…

-Первая большая программа - это дети-инвалиды. Так нам ее обозначил Российский детский фонд, это общероссийская программа. Мы тратим на неё до 3 миллионов рублей. Еще у нас есть очень важная духовная задача. Нам ее поставил Альберт Анатольевич Лиханов - это наш лидер, российский писатель с международным именем.

Мы сотрудничаем с краевыми, городскими, муниципальными библиотеками. В этом году выписали на 200 тысяч рублей литературы для детей и отправляем ее безвозмездно. Детский фонд сам издает лучшие произведения. Вот, например, «А зори здесь тихие» в прошлом году отправили в школы, сейчас отвозим книгу Астрид Линдгрен.

У нас идет программа «Мы верим в тебя»: платим благотворительные стипендии детям, которые подают надежды в спорте, в творчестве. Два года назад решили учредить отдельную стипендию для воспитанников реабилитационного центра Хабаровска под руководством Александра Петрынина.

-Крупные партнеры, спонсоры - это прекрасно. А вообще много ли помощников, единомышленников?

-Они очень нужны, но их мало. Ведь зарплат у нас нет, поэтому в фондах работают люди, которые защищены пенсией. Или вот бухгалтер наш, парень с инвалидностью - у него тоже пенсия.

Что касается единомышленников… В Краснофлотском районе Хабаровска под началом Елены Валентиновны Лобановой работает Дворец детского творчества «Северное сияние». У нашего фонда есть программа «Новогодняя елка детям села». Зимой 2013 года, после наводнения, мы организовали выезд в Селихино, где собрали 300 ребят, пострадавших от стихии, - от дошкольников до детей среднего возраста. И вот этот Дворец детского творчества привёз туда чудесное зимнее представление!

Там было волшебство, там все взрывалось огоньками, поднимались вверх люди на приспособлениях. И у ребят были такие лица! Ведь они такое пережили - они видели, как уносило их животных, как уплывали кровати. Некоторые в одних рубашках выскакивали. Так нужна была эта терапия, чтобы они отошли от пережитого ужаса!

Очень хороший договор существует с ребятами двух вузов: ПиТОГУ и ДВГУПС, их волонтерскими отрядами. Много людей, которые просто приходят на помощь. Люди, вышедшие на пенсию, здоровые и полные сил, - у меня есть такой актив, на который я могу положиться. Они распространяют билеты, бегают по организациям. У нас есть кладовая, куда приносят вещи детские, всякие приспособления - так они приходят и раскладывают все по полочкам.

Есть такая компания - «Амурзерно», постоянно помогает: на новогодние праздники с подарками, во время акции «Помоги собраться в школу», к Дню защиты детей. Наши соседи, компания «Востокнефтепродукт», тоже помогает. 

-Что считаете своими главными достижениями?

-Во время наводнения 2013 года нам удалось собрать 30 миллионов на наш счет. Мы договорились со всеми сотовыми операторами, чтобы нам дали бесплатной номер, куда люди моги бы перечислять деньги. Мы смогли помочь детям Николаевского, Хабаровского, Комсомольского, Ульчского, Нанайского районов, города Хабаровска.

Второе достижение - у нас сформировался актив, с помощью которого удается делать хорошую работу, приносящую людям пользу. Есть победы детей. Одна девочка лечится за рубежом, в Польше. И мы ей помогаем 7 лет. Совершенно не ходил ребенок, а сейчас она пошла в школу! Или мы отправили другого ребенка на лечение, и он вернулся с хорошими результатами операции. Это победы маленькие, совместные.

-Но есть ведь, наверное, и разочарования?

-К сожалению, есть. У нас в крае появилось очень много общественных организаций, благотворительных фондов - сегодня их уже около 3 тысяч. Они вроде зарегистрированы, но что именно делают - непонятно. Есть фонд «Лучик» - и я не помню дня, чтобы  в автобус не зашел подросток и не начал бы просить денег на лечение ребенка. Была беседа в думе краевой, где конкретно и четко объяснили, что нельзя вести такую работу в общественном транспорте по этическим причинам и из соображений безопасности. Только ушел «Лучик» - появилась «Капля доброты». Вот откуда взялся этот фонд?

Что делает?

Часто непонятны действия бизнеса. Вот у нас была копилки в сети «Самбери». Нам разрешили их поставить, и мы собирали до 70 тысяч за 2 месяца. И в один «прекрасный» день наши копилки выбросили из всех магазинов «Самбери». Просто убрали и даже не удосужились сообщить.

Сейчас собирать средства становится всё сложнее. Во-первых, сложная ситуация сложилась с нашим помещением. Мы арендуем его у города. Нам установлена льготная аренда, но все равно это очень дорого. К тому же, раньше можно было сдавать часть помещения в субаренду, это помогало гасить платежи, а в 2014 году субаренда была запрещена. Сейчас мы занимаем 100 квадратных метров - на них размещается всё: офис, комната для собраний с родителями, склад для подарков к праздникам… Так что сейчас ищем благотворителей.

Наш бюджет составляет около 10 миллионов в год. Грант получить очень сложно. Для городской администрации и правительства края нет разницы, какой это фонд, какое мероприятие. Иногда дают грант на одно мероприятие

- провели и забыли. А у нас-то не мероприятия, а круглогодичная и бесконечная работа. Нельзя всех под одну гребенку. Надо расставлять приоритеты. Единственное, нам помогли тем, что дали субсидию 50 тысяч на покрытие расходов по аренде. Ну, дай бог им здоровья, руководителям.

-Что бы вы хотели еще сделать, но пока не удается?

-Знаете, я бы хотела, чтобы здесь был штаб волонтёрский, чтобы люди приходили. Но нам не удается. И я не могу найти человека, который бы объединил это вокруг себя. Я была в городском молодежном центре - там тоже нет особой жизни. Волонтеры - это такое понятие… они предпочитают разовое действие.

И вторая мечта. Мы очень много работали с детскими домами. С выпускниками детских домов. Мы пытались создать совет выпускников детских домов. Чтобы люди нашли себя, стали успешными, помогать найти место в жизни. Недавно была в училище, где учатся выпускники детских домов. Слушайте, на это без слез не посмотришь. Они живут в общежитии, на отдельном этаже. Они не хотят учиться, все за ними ходят, а они говорят мастерам: пока вы нам деньги наши не отдадите, мы не пойдем заниматься. У них книжка, госпенсия и т. д. И преподаватели не знают, что с ними делать.

-Кому еще, на ваш взгляд, необходима помощь общестенников?

-Я думаю, что у нас очень мало внимания уделяется одиноким матерям. Вот многодетные, многодетные, многодетные. А как живется семьям, где мама одна? Вот 5000 в год материальная помощь. Соберите людей, помогите определиться, найти работу. Никто не берет мать с ребенком. А если берут - какие зарплаты? А как их платят? Сегодня человек труда и мать в особенности очень в трудном положении.

Трудно молодежи. Без связей, без помощи родителей очень сложно устроиться на работу. Летом ехала в поезде с ребятами, которые возвращались с чемпионата WorldSkills победителями. Их уже расхватали крупные предприниматели. Но их было 5! А выпускается - 105. Остальных - куда? У нас одна из больших проблем в том, что нет внимания к конкретному человеку. Выпускники идут в никуда.

-Какие качества вы особенно цените в людях? И что не приемлете?

-Ценю, конечно, прежде всего, доброту. Вот есть добренькие, а есть доброта. Не просто человек поплакал и прошел мимо. А чтобы доброта была деятельной, чтобы делать все, что в твоих силах. Вот ненавижу это пустое критиканство. Очень легко сейчас сидеть на диванах и все, что видишь в телевизоре, критиковать. Не нравится? Действуй! Хотя бы во дворе уберись, создай какой-то «кусочек» красоты рядом.

Вот я люблю садить цветы. Я взяла «патронаж» над двором, два больших газона! У меня выросли пионы и флоксы, и все ходили и радовались.

Эти люди живут рядом с нами. Они, как и мы, видят несовершенство нашего мира, но в отличие от других, многое делают для того, чтобы он стал лучше. Кто они? Как влияют на нашу жизнь? Что еще хотят сделать? Как преодолевают трудности?

АНО «Дальневосточные социологические исследования» совместно с Дальневосточным ресурсным центром развития гражданского общества ДВИУ РАНХиГС при поддержке муниципального гранта реализовали социальный проект «Лидеры общественного мнения Хабаровска»: это 50 интервью с интересными, авторитетными и неравнодушными активистами. «Тихоокеанская звезда» дает своим читателям возможность с ними познакомиться. Руководитель проекта - социолог, зав. Научно-исследовательской лабораторией ДВИУ РАНХиГС, член Общественной палаты Хабаровского края Юрий Березутский.

 Марина СЕМЧЕНКО