Дорога к экспортному морю

Газета «Дальневосточная магистраль», №43 – 22 ноября 2017 г.
Реконструкция станции Смоляниново позволит увеличить пропускную способность участка, по которому грузы идут в порты.
К станции Смоляниново сегодня приковано повышенное внимание. Именно она отвечает за пропуск грузового потока, идущего с запада к восточным воротам страны – портам Приморья. Сложный перевальный участок, ведущий к морю, заставляет железнодорожников искать новые решения, чтобы выиграть спор с природой. Один из таких серьёзных шагов – реконструкция станции. О том, как ведётся строительство нового приёмоотправочного парка и как коллективу удаётся справляться с растущим объёмом работы, пойдёт речь в нашем интервью с начальником станции Смоляниново Ильёй Серовым.

– Илья Викторович, почему станцию Смоляниново сегодня считают «узким местом»?

– Объём грузов в адрес портов Находкинского узла, который мы обеспечиваем, сегодня неуклонно растёт. К концу года АО «Восточный порт» планирует сдать в эксплуатацию Третью очередь углепогрузочного комплекса. Таким образом, ежегодная пропускная способность стивидора увеличится до 39 млн тонн. Дополнительный вагонопоток потребует развития железнодорожных подходов к Находкинскому узлу. Плюс недалеко от посёлка Фокино Шкотовского района Приморья начнётся строительство порта «Вера», который будет специализироваться на перевалке угля. Его проектная мощность – 20 млн тонн в год.

Ещё один порт планируется возвести в северной части бухты Суходол. Грузовая база для перегрузочного комплекса со временем достигнет 12 млн тонн ежегодно. От порта Суходол предполагается проложить 11-километровый подъездной путь к станции Смоляниново. Таким образом, перспективные перевозки должны положительно сказаться и на загрузке участка Смоляниново – Дунай. Пока что эта однопутная неэлектрифицированная линия малодеятельна и служит в основном для обеспечения частей Тихоокеанского флота, а также поставок топлива на местные котельные. 

Трудностей добавляет путь, проходящий через несколько перевалов Сихотэ-Алиня. Взять, к примеру, перегон Анисимовка – Тигровый. Он характеризуется крайне сложными планом и профилем: кривыми малого радиуса до 190 м и уклонами круче 25 тысячных. И чтобы его преодолеть, к электровозам прицепляют подталкивающие локомотивы. Сейчас в хвосте поезда весом 6300 тонн располагаются четыре секции электровоза «Ермак». Перелом веса предполагает подготовительную работу: смену локомотивных бригад, машин. А так как места для манёвров мало – станция технически не сильно развита, в отличие, скажем, от Находки, Находки-Восточной, Ружино, Уссурийска, – это даёт о себе знать. Мы работаем на пределе возможностей. Конечно, нам помогают соседи – станции Новонежино, Шкотово, где реализована технология подвязки локомотивов-толкачей, изменён порядок заступления на смену локомотивных бригад. Для этого на Шкотово открыт пункт предрейсового медицинского осмотра. Там частично производится смена бригад, что позволяет снизить простои на Смоляниново. Но этого, повторюсь, недостаточно. Большие надежды мы возлагаем на масштабную реконструкцию нашей станции, которая идёт полным ходом.

– Какие преимущества даст модернизация?

– Работы по реконструкции станции Смоляниново запланированы в рамках первоочередных мероприятий по модернизации Восточного полигона сети. Строительство, которое ведётся в круглосуточном режиме, проходит в три этапа. До конца года планируется сдать два пути. Площадка, расположенная в сторону локомотивного депо, уже практически готова. Затем, на втором этапе, начнётся возведение приёмоотправочного парка и дополнительного выхода из локомотивного депо. Это разгрузит станцию в плане технологической работы. Во время проектирования мы выносили свои предложения по закладке необходимых съездов, тупиков. И они были учтены.

Ну и, наконец, третий этап – удлинение полезной длины путей действующего парка, которое планируется завершить в 2019 году. Ну а в целом реконструкция поможет станции справиться с увеличенным пропуском поездопотока. Задача Владивостокского региона и наша – довести пропускную способность в чётном (восточном) направлении до 65 пар поездов в сутки. Сейчас в среднем эта цифра составляет 50 пар.

– Реконструкция потребует увеличения персонала станции?

– Однозначно. Но это будет зависеть от выбранной технологии работы. И пока об этом говорить рано. В настоящий момент на станции трудятся 46 человек. Основной костяк – это люди с 20–30-летним опытом, настоящие профессионалы своего дела. Именно они мне помогли на этапе адаптации. Я пришёл на станцию в 2015 году, и для меня это первая серьёзная руководящая ступень. После окончания ДВГУПСа я работал составителем поездов, дежурным по станции Находка-Восточная, поездным диспетчером в Хабаровске. В зоне моей ответственности как раз находился Находкинский участок, поэтому я знал, что меня ждёт. Иллюзий не строил.

Что дал мне сегодняшний опыт? Очень важно суметь выстроить диалог с людьми. Поэтому, когда я только вступил в должность, первым делом проехал в «Ермаке» до Партизанска. И только тогда я смог по-настоящему оценить специфику работы всех железнодорожников, обеспечивающих работу находкинского направления. Люди – это главная ценность, от них зависит многое. 

– Недавно в Смоляниново был сдан наземный пешеходный мост. Как часто люди с ограниченными возможностями обращаются на станцию, чтобы им помогли преодолеть его?

– В сентябре на станции Смоляниново торжественно открыли 159-метровый пешеходный мост. Он соединил посёлок, разделённый железной дорогой. Это знаковое событие местные жители с нетерпением ждали несколько лет. Повторюсь, в ближайшей перспективе объёмы работы на станции будут только увеличиваться. Поэтому решение о возведении моста было своевременно. Оно принято, чтобы уменьшить случаи травматизма граждан при пересечении путей.

При строительстве моста были созданы условия для людей с ограниченными возможностями. Кресло-коляска для тех, кто не может самостоятельно передвигаться, поднимает человека по лестнице на специальных транспортёрах-гусеницах. Таким же образом происходит и спуск. Приблизительное время, затрачиваемое на то, чтобы преодолеть мост, составляет 8–10 минут. Рядом с мостом находится кнопка для связи с дежурным по станции.

За полтора месяца к нам обращались люди с ограниченными возможностями и их представители, как заранее предупреждая о том, когда они планируют воспользоваться мостом, так и по факту. Эта работа у нас чётко отлажена, и мы всегда идём навстречу в просьбах помочь. Стоит отметить также, что с введением в эксплуатацию пешеходного моста уменьшилось число праздно гуляющих по путям людей. В первую очередь детей и стариков. Хотя изначально велись разговоры о том, что бабушки-дедушки не будут пользоваться переходом. Оказалось, всё с точностью до наоборот: они с удовольствием выбирают безопасный путь.

Наталья Кузьмина