Социально-экономический мост для Сахалина

Федеральная экспертная сеть "Клуб регионов", 19 сентября 2018 г.
Возможность строительства моста с Сахалина на материк поднимается с середины ХХв. Его рассматривают как важнейший для региона и страны проект с геополитической и экономической точек зрения. В последнее время этот вопрос был актуализирован властями Сахалинской области. После обсуждения необходимости строительства моста на региональном уровне предложение о реализации этого проекта было направлено федеральным властям.

Строительство моста обсуждалось в ходе встречи президента России Владимира Путина и губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Эксперты подчеркивают важность участия руководителя региона в продвижении такого масштабного проекта. Они также отмечают социальную и экономическую значимость строительства моста для Сахалинской области.

Обсуждение проекта строительства моста с Сахалина на материк вышло на международный уровень. Этот вопрос был поднят в ходе Восточного экономического форума, который проходил в Приморском крае. Предполагается, что мост может пойти от материка на Сахалин, а от Сахалинской области до японского города Хоккайдо. Свою оценку данному проекту дали президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Владимир Путин, президент России:

«Вы спросили о мосте на Сахалин. Да, это существенным образом раскроет потенциал портов Сахалина. Но нужно понять объем перевозок. Поэтому в этом смысле нам крайне важно наладить сотрудничество со странами региона. От этого зависит принятие нами экономических решений по объемам инвестиций в развитие своей собственной инфраструктуры».

Синдзо Абэ, премьер-министр Японии:

«Что касается этого проекта – это соединение железнодорожным переходом материковой части России и Сахалинского острова, а потом уже дойти до Японии. Для этого необходимо прежде всего между экспертами тщательно изучить технические возможности и экономическую рентабельность».

Проект мостового перехода с Сахалина на материк рассматривается в двух вариантах – мост или тоннель. В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского. Общая длина железнодорожной линии должна составить 580 км. Стоимость всего проекта без НДС – 540,3 млрд руб., из них мост – 252,8 млрд руб.

Александр Балалаев, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор технических наук:

«На мой взгляд, в первую очередь строительство моста с Сахалина на материк имеет серьезное социальное значение с точки зрения связи региона с остальной территорией страны. А экономическую составляющую ему придает потенциальное соединение с Японией. Если говорить о грузопотоке, то в настоящее время справляется с этой задачей паромная переправа. Но из-за штормов эта линия может простаивать. Поэтому своеобразный стимул в виде потенциального соединения с Японией является серьезным аргументом. Японцы сдержанно относятся к проекту данного мостового перехода, во-первых, из-за отсутствия мирного договора, а также из-за непостоянства нашей тарифной политики, связанной с перевозкой. Но мы слышали, что президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме предложил премьер-министру Японии заключить мирный договор, и в вопросах тарифов, я думаю, мы тоже будем предусмотрительнее. В этой связи многие вопросы во взаимоотношении Сахалина и Японии могут получить серьезный толчок. Тогда и о мостовом переходе можно говорить как о реальном проекте, и тогда экономическая составляющая будет очень серьезной».

Туяра Гаврильева, доктор экономических наук, профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета:

«Это важный для Сахалинской области проект с социальной точки зрения. Это позволит связать остров с остальной страной. Островное положение сказывается на стоимости товаров и услуг в регионе. Строительство моста снизит стоимость товаров, то есть значительно удешевит стоимость жизни в Сахалинской области. Поскольку циклоны могут полностью нарушить морскую связь с материком, то мост в этом плане будет возможным выходом и сделает транспортную доступность региона не зависящей от погодных условий. Я бы сказала, что строительство моста с Сахалина на материк является социально-политическим проектом. Тем более что речь идет о возможности связать Сахалин с Японией. С точки зрения развития наземных перевозок это очень интересный проект. Мосты строить надо везде. Мосты сокращают расстояния, снижают стоимость перевозок и увеличивают мобильность людей. Я думаю, что со стороны российских властей внимание к проекту строительства моста с Сахалина на материк велико. Поскольку это решение стратегических для страны задач. Был построен Крымский мост. А строительство моста на Сахалине – это вопрос укрепления страны на дальних точках».