Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР

http://iastu-ap.org/

Глобальная экономика невозможна без создания транспортных коридоров, развития различных  технологий в этой сфере и, конечно, партнерства стран Европы и Азии. Но введение новых технологий невозможно без постоянного обновления системы образования в транспортных вузах. Именно для более эффективного решения этого важного вопроса по инициативе ДВГУПС в 2009 году на 3-м Международном симпозиуме железнодорожных вузов Европы и Азии в г. Хабаровск,  была создана Международная Ассоциация транспортных университетов стран АТР (МАТУ АТР).

Первым президентом Ассоциации была избрана ректор Корейского национального железнодорожного колледжа-университета, г-жа Чой Ен Хи. Сегодня она является президентом компании «КОРЕЙЛ». На 4-м международном симпозиуме в г. Нанкин президентом был избран ректор ДВГУПС, проф., д.т.н.  Дынькин Б.Е.

На 8-м симпозиуме следующим президентом был избран ректор Даляньского транспортного университета. Вице-президентом МАТУ АТР стал ректор ДВГУПС – проф., д.т.н., Давыдов Юрий Анатольевич.

Перед МАТУ АТР были поставлены такие важные задачи, как объединение научного и образовательного потенциала вузов, НИИ, производственных предприятий в сфере железнодорожного транспорта стран АТР; создание и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров в сфере железнодорожного транспорта; разработка направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере железнодорожного и других видов транспорта.

С первых дней работы МАТУ АТР активно развивается, привлекая в свои ряды всё больше новых членов. На сегодняшний день Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР насчитывает 31 участника из 8 стран: России, Республики Корея, КНР, Австралии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Монголии. География сотрудничества расширяется с каждым годом, что говорит об актуальности задач, которые решаются в рамках МАТУ АТР.

Среди основных преимуществ сотрудничества в рамках Ассоциации отметим тот факт, что она дает широкие возможности включения вузов в международную деятельность в сфере науки и образования. Вступление в МАТУ АТР позволяет наладить сотрудничество с  новыми зарубежными партнерами, получить доступ ко всем образовательным ресурсам вузов –членов Ассоциации, принимать участие во всех мероприятиях Ассоциации.

Сегодня в рамках Ассоциации действуют различные комитеты: комитет по образовательной и научной деятельности; комитет по логистике и развитию Евроазиатских транспортных коридоров; комитет по высокоскоростному движению; комитет по геотехническим исследованиям и комитет по энергосбережению и энергоэффективности.

Сферы сотрудничества МАТУ АТР самые разнообразные. Особенно стоит отметить международные симпозиумы транспортных университетов Европы и Азии, сетевой университет транспорта и логистики стран АТР, совместные научные исследования и совместную публикацию результатов исследования, профессиональные стажировки, специальные краткосрочные программы и проекты.

Первые два международных симпозиума транспортных университетов Европы и Азии проходили в Республике Корея (г. Сеул). Третий  состоялся в Российской Федерации на базе ДВГУПС (г. Хабаровск). Четвертый – в КНР (г. Нанкин), пятый – в Казахстане (г. Алматы), шестой – в Республике Корея на базе Корейского национального университета транспорта, седьмой – в КНР (г. Далянь), на базе Даляньского транспортного университета. Восьмой международный симпозиум транспортных университетов Европы и Азии состоялся в г.Нанкин, КНР на базе Нанкинского института железнодорожных технологий. Девятый международный симпозиум железнодорожных университетов Европы и Азии прошел в г. Екатеринбурге на площадке Уральского государственного университета путей сообщения. Десятый – в г. Сеул на базе Корейского национального университета транспорта. 11-й Международный симпозиум железнодорожных вузов Европы и Азии состоялся в г. Чженчжоу на базе Чженчжоуского железнодорожного профессионально-технического колледжа. 12-й – в г. Пекин на базе Пекинского объединенного университета.

Сетевой университет транспорта и логистики стран АТР  функционирует на правах консорциума при равноправном партнерстве всех вузов и организаций, являющихся членами МАТУ АТР. Координационную работу и ведение общих дел СУ осуществляет вуз-координатор.

При создании сетевого университета были определены основные цели его деятельности: развитие общего образовательного и научного пространства вузов, являющихся членами МАТУ АТР; создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей (они предполагают предоставление возможностей для реального перемещения и реального обучения участников образовательного процесса); содействие межкультурному диалогу и объединению усилий академических сообществ.

Главными задачами были определены следующие: подготовка высококвалифицированных специалистов/бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по направлениям транспорта и логистики; организация «включенного обучения» в форме свободной академической мобильности на базе вузов-участников МАТУ АТР; поиск и организация новых форм межвузовского сотрудничества.

При создании сетевого университета очень внимательно были проанализированы его преимущества, которые были в итоге подтверждены в ходе активной работы сетевого университета.  Сегодня он позволяет более эффективно реализовать модель открытого образования на пространстве стран-участниц МАТУ АТР и существенно снизить затраты на образовательные программы, технологии и маркетинг.

Эти конкурентные преимущества можно усилить за счет большего ассортимента предлагаемых образовательных программ, обеспечения возможности выдачи более одного диплома, повышения качества предлагаемых услуг, создания нового поколения специалистов, которые смогут работать на всем евразийском пространстве, с его разными культурами и подходами к жизни, повышения собственного рейтинга за счет наиболее сильного вуза, получения возможности использования материальной базы вузов-партнеров, получения доступа к библиотечным фондам вузов-партнеров, получения возможности печати научных статей и докладов в специализированных печатных изданиях вузов-партнеров.

Организация деятельности сетевого университета состоит в следующем. Вузы-участники сетевого университета предлагают для включения в единый банк данных образовательные программы подготовки специалистов, направляя свои предложения в электронном виде в вуз-координатор. Далее вуз-координатор осуществляет ведение единого банка данных сетевого университета на сайте МАТУ АТР, занимается своевременным размещением представленных вузами-участниками программ на сайте МАТУ АТР, осуществляет информационную рассылку, оформление и хранение документации, относящейся к деятельности сетевого университета.

Затем вуз-участник сетевого университета, заинтересованный в реализации совместных образовательных программ, обращается в единый банк данных для выбора программы. Для дальнейшей реализации определенной образовательной программы заинтересованный вуз обращается к партнеру, представляющему данную программу для  обсуждения, согласования и открытия совместной образовательной программы. Данные об открытой совместной образовательной программе в рамках сетевого университета передаются вузами-участниками в вуз-координатор.

Единый банк данных образовательных программ функционирует на сайте МАТУ АТР (http://iastu-ap.org). На сегодняшний день там размещено 16 программ, предлагаемых для совместной реализации в рамках сетевого университета. В ДВГУПС открыты магистерские программы, реализуемые  на английском языке по энергетике, IT-технологиям, строительству и экономике.

Необходимо также отметить, что в рамках Ассоциации осуществляется тесное сотрудничество не только с университетами, но и с транспортными организациями стран-участниц и научно-исследовательскими институтами по реализации краткосрочных программ повышения квалификации для российских и иностранных кадров, по совместным научным исследованиям в сфере транспорта (мультимодальные перевозки, высокоскоростное движение, обеспечение безопасности движения, транспортные коридоры и др.).

К совместной работе за прошедшие 3 года привлекались и транспортные организации, не вошедшие официально в состав МАТУ АТР. Например, Республику Корея представляли такие организации как Корейский железнодорожный научно-исследовательский институт (KoreaRailwayResearchInstitute),  Международный железнодорожный учебный центр (InternationalRailwayTrainingCenterforUICAsia (IRATCA)), Корейский институт транспорта (KoreanTransportInstitute), Управление железных дорог Кореи (RailNetworkAuthority), Инженерный центр исследования окружающей среды (IncheonGreenEnvironmentalCenter), Корейские железные дороги (KORAIL), Совет по аккредитации высшего образования (KoreanCouncilforUniversityEducation), Министерство земель, транспорта и морских сообщений Кореи (MinistryofLand, TransportandMaritimeAffairs), Корейская Ассоциация железнодорожных организаций (KORASS).

Из организаций Японии были привлечены к совместной работе Министерство земель, транспорта и инфраструктуры (MinistryofLand, TransportandInfrastructureofJapan), завод по производству подвижного состава в г. Ниигата (NiitsuRollingStockManufacturingFactoryEastJapanRailwayCompany), компания «Восточные железные дороги» (JREast), Японский железнодорожный сервисный технический центр (JARTS), научно- исследовательский железнодорожный институт (RailwayTechnicalResearchInstitute), Японская перевозочная компания (JapanFreightRailwayCo. Ltd.).

Также плодотворным получилось и сотрудничество с организациями КНР: завод-депо по производству высокоскоростных поездов «CRH» в г.Чанчунь (ChangchunRailwayVehiclesCo. Ltd.), Группа компаний северо-восточных азиатских железных дорог г. Чанчунь, провинции Цзилинь, Ассоциация железных дорог при Министерстве железных дорог КНР, г. Пекин.

На сегодняшний день в рамках работы МАТУ АТР ДВГУПС проводит совместное исследование с Корейским национальным транспортным университетом, Республика Корея, по объединению Транскорейской и Транссибирской магистралей. На годовую стажировку в ДВГУПС прибыл профессор из Корейского национального университета транспорта.  К защите в МИИТ в конце мая с.г. будет представлена работа аспиранта ДВГУПС из китайского вуза-партнера.

В рамках МАТУ АТР была также организована серия программ повышения квалификации для топ-менеджеров и сотрудников компании ОАО «РЖД», ректоров транспортных вузов России в Японии. В эпоху глобализации остро встает вопрос о повышении качества во многих отраслях экономики страны, в том числе, это касается и транспорта. Данные программы повышения квалификации позволили участникам ознакомиться с передовым опытом Японии в сфере транспорта: с инфраструктурой железных дорог Японии, организацией и эксплуатацией железных дорог, со скоростным движением, обеспечением безопасности движения на JR, обеспечением безопасности движения в метро.

Ежегодно в Хабаровской международной летней школе при ДВГУПС собираются сотни студентов из вузов партнеров. Для них проводятся различные профессиональные летние школы: строительство, транспортная логистика, инженерная механика, русский язык и культура. Также нужно отметить, что академическая мобильность студентов и преподавателей действует в течение всего учебного года.

В апреле этого года состоялся семинар проректоров по учебной работе вузов Росжелдора  на базе Пекинского транспортного университета на тему: «Менеджмент образовательного процесса в вузах КНР. Подготовка специалистов для транспортной системы».

О большом интересе  к МАТУ АТР говорит и тот факт, что в открытии, к примеру,  6-го симпозиума принимали участие зам. министра образования Республики Корея Сын Иль На, зам. министра земель, инфраструктуры и транспорта  Хен Ку Е, председатель национального собрания Республики Корея по образованию, спорту и культуре Хак Ен Шин, зам. министра транспорта РФ Цыденов А.С. В рамках работы этого симпозиума были организованы деловые встречи зам. министра транспорта РФ Цыденова А.С. с зам. министра земель, инфраструктуры и транспорта Р.Корея  Хен Ку Е, с президентом компании «КОРЕЙЛ» Чан Чен Юн, с заместителем председателя  компании «Хендай Ротем» Ку Хван Хан. Обсуждались вопросы сотрудничества двух стран.                                       

На пленарных заседаниях симпозиума были рассмотрены очень важные и актуальные  вопросы: специализированная исследовательская зона и технологии в транспортной сфере; «умные» транспортные технологии и логистика; национальные транспортные сети: строительство, обслуживание, перспективы развития; транспортные коридоры и др., подготовка специалистов для транспортной сферы и сотрудничество между транспортными университетами и организациями; обсуждение текущих проблем международного транспортного сотрудничества; предложения относительно плана создания глобальной системы транспортной экспертизы.

Сам факт участия в организации, открытии и финансировании  международных симпозиумов представителей власти и бизнеса стран участниц МАТУ АТР такого высокого уровня говорит о том, что деятельность Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР имеет огромное значение, выходящее далеко за рамки обычного международного образовательного сотрудничества.